Женщина стремительно достаёт из кошелька пятидесятирублёвую и деловито спрашивает людей вокруг:
- Где шапка?
- Какая?
- Для денег, - и недоумённо с недоверием смотрит на собеседников, когда ей отвечают, что концерт бесплатный, на радость всем желающим. Встречи состоялись накануне Рождества в Архангельске и Северодвинске.
Тимофей первым в России возродил, утерянное было, искусство игры на бокалах. Он профессиональный пианист с 25-летним стажем, но сейчас его инструмент – так называемая «хрустальная арфа». Музыкальные симфонии Тимофея Винковского наполняют залы атмосферой сказки в разных городах и странах. Он исколесил практически весь мир, но впервые на Севере России, и только что побывал на берегу Белого моря. Нам удалось поговорить с исполнителем.
- Тимофей, ждём от вас буквально несколько слов - визитную карточку, краткое творческое резюме.
- Мои родители - музыканты, и я учился в музыкальной школе при консерватории, затем поступил в музыкальное училище в Барнауле, там изучал теорию музыки углубленно. Участвовал в международных конкурсах. Есть что вспомнить. Играл с группой Pink Floyd, с Борисом Гребенщиковым. Выступал в Большом театре, Третьяковке и Русском музее. Glass-арфа известна с середины 18 века. Даже Моцарт, Глюк, Глинка писали музыку для бокалов. У Чайковского в балете «Щелкунчик» есть танец с хрустальным звучанием.
- Как вам удаётся перевозить на такие огромные расстояния свой очень хрупкий инструмент? Арфа хрустальная. И не каждый бокал долетит до середины Северной Двины!
- Это очень животрепещущая проблема для меня! Когда-то, в давние времена перевозили стеклянный инструмент на санях, в каретах, сейчас самолеты и поезда нам в помощь, но как бы там ни было, если разобьется хрупкий бокал, всё, нет одной ноты в инструменте. А запасные дома, не возить же их с собой… Обычно по два-три бокала возвращаются разбитыми из каждой поездки.
Первый мой инструмент был с бокалами разной высоты. Но сейчас – специально заказанные в Германии, идеально настроенные и по высоте одинаковые. Каждый бокал наполняется определенным количеством жидкости. Вода – наше всё! У вас на Севере вода очень хорошая!
- Сколько бокалов включает ваша импровизированная хрустальная арфа?
- Это зависит от личной востребованности музыканта. У кого-то может быть и до 60-ти бокалов – полноценная клавиатура – на ней даже играют в четыре руки. У меня 30 бокалов различной формы – диапазон 2,5 октавы, этого достаточно, чтобы играть 40-ю симфонию Моцарта или Вивальди, чтобы всю палитру звуков сохранить и эмоционально донести до слушателя.
- В каких городах-странах с концертами вы уже побывали?
- «Поющее стекло» везде популярно. Практически весь мир объехал. Больше всего запомнилось выступление при минус 15 на Алтае. Вода замерзает! И я смог выдержать только минут семь, так как бокалы покрылись кромочкой льда. Были Америка, Япония, Китай, Дубай, Израиль, вся Европа. Но душевнее всего дома. Хотя по уровню ярких эмоций японцы победили нашу аудиторию, они могут даже плакать на концерте, не стесняясь.
- Якорь вашей жизни брошен в Крыму. Вы уже стали своеобразным брендом солнечной Ялты. А где именно вас можно там услышать?
- Да, моя душа живет в Крыму! Это уникальное, райское место на земле, источник моего вдохновения. Концертных площадок пока, к сожалению, мало. Играю в амфитеатре Херсонеса, в Воронцовском и Ливадийском дворцах, в Массандре, в Мраморной пещере с республиканским симфоническим оркестром, в Никитском ботаническом саду на фоне благоухающих цветущих ковров. Буду пробовать сыграть в Новом Свете в знаменитом гроте на тропе Голицына.
- А какие сегодня прозвучат мелодии?
- Ваши любимые! Можно заказывать! Покажу популярные мелодии и в собственных аранжировках. Вивальди, Боккерини, Моцарт, Сен-Санс, Шопен….
Волшебные звуки мастера хрустальных импровизаций создавали праздничную атмосферу в северодвинском ЦУМе и в архангельском фьюжн-кафе «Терраса». Если вы не смогли прийти на рождественские концерты, слушайте, наслаждайтесь, публикуем для вас ссылку: https://vk.com/tsumseverodvinsk?w=wall-31691076_10973
Ольга Голубцова
Фото автора